Направления

«Вокруг Африки на машине» Часть I: Марокко

Первая трансафриканская экспедиция Москва – Дакар – Кейптаун – Москва: Старт экспедиции

Не помню точно, с чего все началось – наверное, с поездки в далеком 2008-м, когда я в составе группы колесил на автомобиле по Марокко. Тогда мы посетили и столицу непризнанной Западной Сахары – город Эль-Аюн, и мне захотелось добраться до Дакара, но, к сожалению, в рамках того путешествия этому было не суждено произойти.

На дворе лето 2016-го года. Я подумал, почему бы не осуществить давнюю мечту – доехать до Дакара на машине? Куплю старое «ведро» в Европе и устрою пробег а-ля «Ралли Париж – Дакар», только по дорогам общего пользования (или, как показала практика, в основном по ним). И тут все закрутилось. С чего начать? Маршрут, вроде, проще некуда… но вопросы всплывали передо мной один за другим. Сколько будет стоить машина? Где её купить? Кто поможет мне с выбором? Сколько времени на это потребуется? Доедет ли она? А если нет, то что? Какой бюджет заложить? И самый главный вопрос – как мне попасть в Дакар, если в Сенегал не пускают машины старше восьми лет?

Пойдем по порядку.

На машину я решил потратить не больше 1000—1500 евро. Цифра условная – можно купить «хорошую» машину даже за 300. Изначально я хотел что-то вроде Toyota RAV4 90-х годов выпуска или подобный агрегат, причем обязательно на дизеле.

Непродолжительные поиски привели меня к авторынкам Германии. И цены ниже, и вариантов подходящих больше всего, да и судя по отзывам, там гораздо меньше «убитых» машин. Профессионалов, которые оказывают помощь в выборе автомобиля, в Европе множество, с этим проблем нет. Главное – цена вопроса. За подбор в среднем берут от 200 евро.

Ответов на другие вопросы у меня пока не было – пришёл к мысли, что решать проблемы буду по мере поступления.

И вот я уже разрабатываю программу путешествия для тех, кто захочет поехать со мной. Люди заинтересовались – вопреки (может, и благодаря) моим предостережениям о том, что это достаточно рискованная экспедиция, я собрал команду отчаянных и смелых ребят. Да, небольшое пояснение – я вожу группы туристов по миру – можно сказать, индивидуальные туры. Итак, самое сложное позади – первый шаг сделан!

Дело приняло неожиданный поворот. Купив авто в Европе за 1000 евро, в Дакаре ты можешь разогнаться и сбросить его со скалы или обменять на табун зебр.

Ну что ж, хорошо. Раз путешествие обрело такой формат, почему бы не поискать спонсоров? Сказано – сделано! Составил письмо и начал рассылать по компаниям, участие которых в данном проекте я мог хоть как-то обосновать. И о чудо, компании начали реагировать! Правда, как правило, всё сводилось в лучшем случае к вежливому отказу. Примерно 50 подобных ответов – мои руки уже почти опустились, и тут я получил первый положительный отклик. Как вы думаете, кто это был? Renault Россия.

– Интересный проект, давайте попробуем!

– Попробуем? Да это же просто потрясающе!

Дело приняло неожиданный поворот. Купив авто в Европе за 1000 евро, в Дакаре ты можешь разогнаться и сбросить его со скалы или обменять на табун зебр (или что там у них ценится?). Другое дело, когда тебе дают машину, которую надо вернуть! Дорога – около 10 000 километров только в одну сторону… Позже появились и другие спонсоры, о которых я упомяну дальше.

Спешно меняю концепцию путешествия. Такой шанс выпадает раз в жизни – надо его использовать. Тогда почему именно Дакар? Почему не Кейптаун? Кто-то доезжал до Кейптауна из Москвы? Ну конечно! Это же почти классика. Как насчет того, чтобы доехать до Кейптауна через Дакар – по западному побережью Африки – на машине? Попытки были, но лично я не нашел ни одной удачной. Этот маршрут до сих пор остается «белым пятном» для автопутешественников, одним из последних на нашей планете. Ведь это как доплыть из Санкт-Петербурга до Нью-Йорка на весельной лодке – возможно, но почти не реально!

И вот мой маршрут разбит на несколько этапов. Каждый этап занимает от 10 до 17 дней, в зависимости от сложности маршрута и его протяженности. Старт из Москвы назначен на начало октября.

…Раннее утро, наша команда на новеньком Renault Duster в спонсорских наклейках начинает уникальное путешествие! Хотелось запечатлеть каждый свой шаг, снимая ежедневные отчеты о нашем путешествии – пожалуй, из этого кое-что получилось.

Подробно описывать дорогу по России, Белоруссии и остальной Европе я не буду, каких-либо приключений там не было. Границы проходили быстро и без лишних вопросов. На тот момент у нас были шенгенские и сенегальские визы, а также страховка, доверенность и свидетельство о регистрации на «Дастер». Наш путь лежал в маленький город Айхах, что находится недалеко от Мюнхена, Бавария. Там нас ждал знаменитый на весь YouTube эксперт в подборе подержанных автомобилей – Денис Рем, которому мы заранее обрисовали нашу ситуацию и бюджет. К назначенному времени мы явились в условленное место и за полчаса просмотрели варианты, которые он собрал для нас. Остановили выбор на Mercedes Benz в 124-м кузове 1992-го года выпуска. Все остальное было либо гораздо дороже, либо в том состоянии, когда неизвестно, сколько машина проедет без поломок. Договорились с хозяином на осмотр, убедились, что машина в идеальном состоянии, купили, переоформили и пошли на обед. На все ушло два-три часа, включая переезды и стояние в пробках.

Теперь у нас было 2 машины, настолько непохожих друг на друга, что мы терялись в словах при ответе на вопрос, что послужило причиной выбора той или иной. Единственное, что их объединяло – бензиновый двигатель, который в нашей ситуации был скорее минусом. В том регионе, куда мы ехали, с поставками бензина нередко бывают перебои, о чем мы узнали очень скоро.

Далее – Германия, Франция, Испания. Никаких толп мигрантов, никаких разводов на дорогах, только за бортом баварские фахверки постепенно превращаются в испанские дома подобные дворцу Альгамбры.

По Европе мы прошли около 5000 километров, средняя цена за литр бензина – 1,2—1,4 евро. Отели – от 60 евро за ночь. Один прием пищи – в среднем, 10—15 евро на человека. Приобрести билеты на паром в Марокко не составляет труда. Мы выбрали знаковое место, чтобы покинуть Европу – город Тарифа, самую южную её точку. Паромы ходят каждый час, бронировать места не надо. Билеты можно взять на месте, но мы купили их заранее в одном из киосков у дороги. Цена фиксированная, на легковую машину с водителем – 135 евро. За каждого пассажира необходимо доплатить около 30 евро. За машину классом выше требуется небольшая доплата. Паром идет 35 минут – африканский континент видно с берега. Въехали на паром, вышли из машин и заказали кофе. Откинувшись в креслах, мы посмотрели в окно и осознали, что настоящие приключения только начинаются!

Остальные мои видео об этом этапе путешествия смотрите на моём канале на Youtube.

Первые шаги на юг

Мы покинули паром в Танжере. Наш первый город в Африке. С первых шагов понимаешь, что это уже не Европа, какие-то полчаса с небольшим разворачивают окружающую действительность на 180 градусов. Ты не успеваешь съехать с трапа на машине, как к тебе уже подбегают «помогалы», готовые решить любую твою проблему. Мне неведомо, почему они считают, что у туристов непременно возникнут трудности при прохождении сухопутной границы – пусть этот вопрос останется риторическим. Печати о въезде в Марокко нам поставили еще на пароме, на самой границе оставалось получить разрешение на въезд, выстояв в очереди из автомобилей, между которыми ходит человек в форме, который проверяет документы, досматривает машину и дает разрешение на проезд.

Началось все с того, что мы были в хвосте очереди, машин было мало, но двигалась она крайне медленно. Стоило нам заскучать, как таможенники решили нас немного повеселить и пригласили на рентген – не нас самих, а машины и весь багаж. Заезжаешь на небольшой постамент, глушишь машину, выходишь, после чего вдоль проезжает огромная установка, установленная на грузовике. После этой процедуры мы вернулись в очередь – теперь уже самыми последними. Подошел таможенник, забрал все документы на машину и ушел с ними, после чего начался физический досмотр содержимого автомобилей. Ничего не вызвало интереса, кроме цепей на колеса (компания T-Plus хотела, чтобы мы показали всей Африке, что на машине выбраться можно самостоятельно, даже если ты застрял в глубокой грязи) и двух ящиков розового шампанского (мы договорились с компанией «Фанагория», что выпьем его на берегу розового озера в Сенегале – в месте традиционного финиша знаменитой гонки Париж – Дакар). Но всё прошло без сложностей и вымогательства – вещи остались у нас. Документы оформлены, въезд разрешен. Мы официально въехали в Марокко!

Для меня, организатора этой экспедиции, любая потенциально сложная ситуация является очень волнительной еще до того, как она случится. Граница – это всегда зона повышенного внимания к тебе, машинам и людям, за которых ты отвечаешь. В этот раз все прошло более-менее гладко и мы поехали на наш первый африканский ужин.

Честно говоря, я сам не воспринимаю Марокко, как настоящую Африку, но географически это первая африканская страна на нашем пути, и отвергать это невозможно! Лично я люблю эту страну, мне нравятся её архитектура, еда и люди. Последние порой шумны и чересчур навязчивы, но я воспринимаю это как часть небольшой игры, в которой принимаю участие.

Одним из элементов этой игры являются марокканские полицейские, коих достаточно много встречается на дорогах. Вспоминая мои предыдущие поездки по Марокко, я был готов к частым остановкам и старался не давать им повода для этого. Что удивительно, но они действительно нас не останавливали. Даже в те моменты, когда мои действия требовали немедленного наказания, и я видел, как полицейские выбегают из кустов на обочине и бегут в мою сторону с грозным видом… но замечая во мне туриста с иностранными номерами, они вдруг резко останавливались, улыбались во все 32 зуба и махали мне рукой, желая хорошего пути! Сказать, что я был в шоке – это не сказать ничего! Я не знаю, в чем была причина такого отношения, возможно, обилие наклеек на машине и надписи «Экспедиция», или просто удача благоволила нам, но факт остается фактом: за все время пребывания в Марокко нас остановили только один раз за превышение скорости.

Здесь я хочу поделиться с вами фирменным секретом, как отшить полицейских. Работает неплохо, но, к сожалению, не в ста процентах случаев. Стандартный штраф в Марокко – 450 дирхам, примерно 45 евро. Мне предъявляют тетрадь, в которую они «записывают» всех нарушителей, оплачивать штраф, естественно, надо на месте в любой удобной для вас валюте. Обычно я говорю, мол, так и так, вы меня простите, но у нас поездка спонсируется компанией-институтом-федерацией бальных танцев – прочее (выберите любой вариант, работают одинаково, проверял), если у меня не будет отчета о потраченных деньгах, то меня повесят – не пустят на Родину – и прочее, так что я с удовольствием вам заплачу, только дайте чек, ну или хотя бы квитанцию, лучше с вашим именем и описанием того, за что я заплатил. А еще лучше – давайте я в банке все оплачу с кредитки. При этом очень важно делать расстроенное лицо и всем своим видом показывать, что ты правда хочешь заплатить, просто других вариантов это сделать у тебя нет. Ах да, чуть не забыл – у моих друзей денег тоже нет! Как правило, все это требует немного времени, чуть-чуть наглости и самую малость актерского таланта. Взамен вы получаете 45 евро, ведь каждый сэкономленный евро – это евро заработанный.

Вот таким образом мы доехали от Танжера до знаменитого голубого города Шефшауэна, посетить который я хотел очень давно, но все никак не мог добраться до севера Марокко. Потрясающее место: городок находится в горах, его старая часть действительно голубая, причем полностью – от пола и до верхних этажей. По нему можно спокойно гулять целый день и даже дольше, кому какой ритм по душе. После этого мы поехали в столицу Марокко – Рабат.

Ужин на корабле в бухте возле Рабата

Рабат оказался на удивление приятным городом. Более чем приличная набережная с дорогим рестораном, расположенном на старинном корабле, который пришвартован на этой же набережной. Много иностранцев (у меня сложилось впечатление, что они не туристы, а, скорее, экспаты). Древняя медина и красивая крепость Касба Удая производят впечатление.

Касабланку мы пропустили – кто как, но лично я её никогда не любил. Наверное, это единственный город в Марокко, вызывающий негативные эмоции, хотя ничего плохого со мной там не случалось. Из Рабата мы поехали прямиком в Марракеш, оставляя Касабланку в стороне. В Марракеше к нам присоединилась следующая группа участников экспедиции.

Рассказывать про Марракеш я могу долго и взахлеб, наверное, это моя первая любовь. Город-сказка, восточная сказка – «1000 и 1 ночь» или «Приключения Алладина»… Бесконечные узкие улочки, создающие лабиринт, изучить который до конца не под силу, если только ты не вырос здесь. Восточный колорит во всей красе, есть и «шоу» для туристов, но, погуляв немного по городу, ты понимаешь, что это скорее приятное дополнение к реальной работе людей, которые живут этим. Бесконечный рынок… что такое рынок и чем он может удивить? Да тем, что там ты можно купить все, что угодно! Хочешь одежду, обувь, сумки из кожи – пожалуйста! Хочешь лечебные травы или специи? Заходи, выбирай из сотен видов! Нужен антиквариат? Ищи антикварные лавки, где можно купить огромное количество потрясающих вещей XX, XIX и даже XVIII веков! Правда, смотри не попадись, когда тебе будут предлагать хорошую копию по цене оригинала. Оружие? Легко! Практически на каждом углу – ножи, сабли, мушкеты под старину и действительно достойные артефакты! Животных? Да без проблем! Хамелеоны, кролики, змеи, ящерицы и огромное количество птиц! Кожа? Да её здесь столько, что через полчаса ты начнешь различать верблюжью кожу от коровьей, козьей или любой другой!

[Not a valid template]

Агадир кардинально изменился за те 6 лет, пока я там не был. Из маленького городка на берегу океана с несколькими отелями и большим портом, где можно купить морепродукты прямо у рыбаков и пожарить в соседней кафешке, он неуклонно превращается в крупный туристический город, каких много на берегу Турции или Египта. Город еще не потерял «лицо», но русскоязычный персонал в отеле, куда мы заселились, и обилие крупных отелей на первой линии говорят о том, что ждать осталось недолго. Это идёт на пользу экономике Агадира, но убивает его самобытность.

Поверьте на слово – крупные отели во всем мире одинаковые, и чем они дороже, тем больше похожи друг на друга. Я вовсе не против дорогих отелей и даже скажу больше – я люблю в них жить, но… провести две недели отпуска в подобном отеле и говорить, что увидел страну – тоже самое, что разок попробовать «Доширак» и сказать, что не любишь корейскую кухню!

Агадир

Проснулся я посреди ночи от режущих болей в животе и высокой температуры. Отравление. Вставать через 4 часа, поездка только началась, а я заболел. Мда. Собрав всю силу воли, я провел процедуры, свойственные отравлению (ну, с двумя пальцами, понимаете?), выпил «Энтеросгель» и поехал в ближайшую больницу на такси. Сил вести машину не было. Такси подъехало к воротам больницы, они были закрыты. Бужу охранника, тот открывает мне калитку и идет будить дежурного. Дежурный спрашивает, что со мной случилось. Я рассказал. Идет будить врача. Врач заходит в палату, извиняется за свой вид, просит меня прилечь на кушетку. Прощупывает живот, просит перевернуться на живот. Укол в задницу, рецепт с лекарствами в руку, квитанцию на кассу. Итого 15 минут приема, 15 евро за хлопоты (из них 10 за укол), подтверждение моего собственного диагноза, и я бреду на парковку такси, что возле больницы. Бужу таксиста, едем в аптеку, покупаю лекарства еще на 15 евро (не буду врать, что за таблетки мне прописали, скажу только, что их отобрали на границе Сенегала и Гамбии). Такси по Агадиру – 15 дирхам, примерно полтора евро. Тариф единый для поездок по городу (вдруг кому пригодится).

Обычно в поездках я стараюсь посещать больницу через страховую компанию, но в той ситуации, скорее, это было избыточной мерой, так как я был уверен, что меня настигло обычное отравление (хотя и непонятно, чем вызванное), да и цены в больнице и аптеке были предсказуемо низкие. 30 евро явно не стоили нескольких часов на звонки в страховую и согласование места. В итоге, к четырем утра я был у себя в номере и спокойно лег досыпать.

В Агадире мы планировали посетить только крепость на вершине горы, которая была разрушена во время землетрясения и сейчас представляет собой руины крепостных стен. Там мы встретили рассвет, сделали несколько фотографий с видами Агадир и поехали дальше, на юг!

По пути мы планировали заехать на пляж Легзира, где находятся знаменитые арки из красного песчаника, заходящие прямо в океан. Но буквально за месяц до нашего путешествия я услышал в новостях, что самая известная и крупная арка Легзира была разрушена. Силы природы сделали свое дело. Мы не стали заезжать на сам пляж, а сделали несколько фотографий с вершины скалы, ровно там, где эта арка и находилась. Нас встретила лишь груда камней, уходящая в океан. Совсем немного не успели запечатлеть это чудо природы в последний раз…

Рухнувшая арка Легзиры

Основная идея этого этапа – за первую неделю, в максимально быстром темпе, проехать Марокко, Западную Сахару и Мавританию, чтобы вторую неделю потратить на Сенегал и Гамбию. Поэтому нам предстоял маленький подвиг – доехать до города Эль-Аюн, столицы Западной Сахары, за день. По пути я планировал заглянуть в маленький городок на условной границе между Марокко и Западной Сахарой – Тарфая. В этом городе служил всемирно известный Антуан де Сент-Экзюпери. В числе прочего, он долгие месяцы вёл переговоры с кочевыми племенами, которые взяли в плен летчиков разбившегося в пустыне французского самолета. Там сохранился его дом, есть небольшой памятник и даже музей в его честь. Здесь же он написал свою первую книгу. Марокканцы заявляют, что в Тарфая он работал над «Маленьким принцем», но это не так – его он написал значительно позже. Увы, пришлось пропустить это место, поскольку засветло мы туда не успевали, а переезды в ночное время суток старались свести к минимуму – обилие диких животных, разгуливающих по дороге, вело к риску прокатить на капоте здоровенного верблюда.

Через территорию Марокко на юг ведет одна дорога, по большей части пролегающая вдоль океана. Следую по ней, мы встретили большое число военных и полицейских блокпостов (хотя их стало заметно меньше, чем 6 лет назад), на каждом из которых нас останавливали, переписывали все наши данные, номера машин, цель визита, профессию и пункт назначения. Нам помогали подготовленные заранее листочки, на которых все это было указано. Тебя останавливают на КПП, ты даешь бумажку, постовой видит ответы на все интересующие его вопросы и пропускает без лишних разговоров и потери времени. Последний КПП на нашем пути – и вот мы въезжаем в столицу непризнанной Западной Сахары, которая де-факто является территорией Марокко, но лично я выделяю её в отдельный регион. Подробнее об этом – в следующей части рассказа.

Продолжение следует…

НАША ЭКСПЕДИЦИЯ ПО АФРИКЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Прими участие в одном из следующих этапов маршрута!