Направления

+7 (499) 755-67-95     |     team@packandback.ru

«Вокруг Африки на машине» Часть I: Марокко

Первая трансафриканская экспедиция Москва – Дакар – Кейптаун – Москва: Старт экспедиции

Не помню точно, с чего все началось – наверное, с поездки в далеком 2008-м, когда я в составе группы колесил на автомобиле по Марокко. Тогда мы посетили и столицу непризнанной Западной Сахары – город Эль-Аюн, и мне захотелось добраться до Дакара, но, к сожалению, в рамках того путешествия этому было не суждено произойти.

На дворе лето 2016-го года. Я подумал, почему бы не осуществить давнюю мечту – доехать до Дакара на машине? Куплю старое «ведро» в Европе и устрою пробег а-ля «Ралли Париж – Дакар», только по дорогам общего пользования (или, как показала практика, в основном по ним). И тут все закрутилось. С чего начать? Маршрут, вроде, проще некуда… но вопросы всплывали передо мной один за другим. Сколько будет стоить машина? Где её купить? Кто поможет мне с выбором? Сколько времени на это потребуется? Доедет ли она? А если нет, то что? Какой бюджет заложить? И самый главный вопрос – как мне попасть в Дакар, если в Сенегал не пускают машины старше восьми лет?

Пойдем по порядку.

На машину я решил потратить не больше 1000—1500 евро. Цифра условная – можно купить «хорошую» машину даже за 300. Изначально я хотел что-то вроде Toyota RAV4 90-х годов выпуска или подобный агрегат, причем обязательно на дизеле.

Непродолжительные поиски привели меня к авторынкам Германии. И цены ниже, и вариантов подходящих больше всего, да и судя по отзывам, там гораздо меньше «убитых» машин. Профессионалов, которые оказывают помощь в выборе автомобиля, в Европе множество, с этим проблем нет. Главное – цена вопроса. За подбор в среднем берут от 200 евро.

Ответов на другие вопросы у меня пока не было – пришёл к мысли, что решать проблемы буду по мере поступления.

И вот я уже разрабатываю программу путешествия для тех, кто захочет поехать со мной. Люди заинтересовались – вопреки (может, и благодаря) моим предостережениям о том, что это достаточно рискованная экспедиция, я собрал команду отчаянных и смелых ребят. Да, небольшое пояснение – я вожу группы туристов по миру – можно сказать, индивидуальные туры. Итак, самое сложное позади – первый шаг сделан!

Дело приняло неожиданный поворот. Купив авто в Европе за 1000 евро, в Дакаре ты можешь разогнаться и сбросить его со скалы или обменять на табун зебр.

Ну что ж, хорошо. Раз путешествие обрело такой формат, почему бы не поискать спонсоров? Сказано – сделано! Составил письмо и начал рассылать по компаниям, участие которых в данном проекте я мог хоть как-то обосновать. И о чудо, компании начали реагировать! Правда, как правило, всё сводилось в лучшем случае к вежливому отказу. Примерно 50 подобных ответов – мои руки уже почти опустились, и тут я получил первый положительный отклик. Как вы думаете, кто это был? Renault Россия.

– Интересный проект, давайте попробуем!

– Попробуем? Да это же просто потрясающе!

Дело приняло неожиданный поворот. Купив авто в Европе за 1000 евро, в Дакаре ты можешь разогнаться и сбросить его со скалы или обменять на табун зебр (или что там у них ценится?). Другое дело, когда тебе дают машину, которую надо вернуть! Дорога – около 10 000 километров только в одну сторону… Позже появились и другие спонсоры, о которых я упомяну дальше.

Спешно меняю концепцию путешествия. Такой шанс выпадает раз в жизни – надо его использовать. Тогда почему именно Дакар? Почему не Кейптаун? Кто-то доезжал до Кейптауна из Москвы? Ну конечно! Это же почти классика. Как насчет того, чтобы доехать до Кейптауна через Дакар – по западному побережью Африки – на машине? Попытки были, но лично я не нашел ни одной удачной. Этот маршрут до сих пор остается «белым пятном» для автопутешественников, одним из последних на нашей планете. Ведь это как доплыть из Санкт-Петербурга до Нью-Йорка на весельной лодке – возможно, но почти не реально!

И вот мой маршрут разбит на несколько этапов. Каждый этап занимает от 10 до 17 дней, в зависимости от сложности маршрута и его протяженности. Старт из Москвы назначен на начало октября.

…Раннее утро, наша команда на новеньком Renault Duster в спонсорских наклейках начинает уникальное путешествие! Хотелось запечатлеть каждый свой шаг, снимая ежедневные отчеты о нашем путешествии – пожалуй, из этого кое-что получилось.

Подробно описывать дорогу по России, Белоруссии и остальной Европе я не буду, каких-либо приключений там не было. Границы проходили быстро и без лишних вопросов. На тот момент у нас были шенгенские и сенегальские визы, а также страховка, доверенность и свидетельство о регистрации на «Дастер». Наш путь лежал в маленький город Айхах, что находится недалеко от Мюнхена, Бавария. Там нас ждал знаменитый на весь YouTube эксперт в подборе подержанных автомобилей – Денис Рем, которому мы заранее обрисовали нашу ситуацию и бюджет. К назначенному времени мы явились в условленное место и за полчаса просмотрели варианты, которые он собрал для нас. Остановили выбор на Mercedes Benz в 124-м кузове 1992-го года выпуска. Все остальное было либо гораздо дороже, либо в том состоянии, когда неизвестно, сколько машина проедет без поломок. Договорились с хозяином на осмотр, убедились, что машина в идеальном состоянии, купили, переоформили и пошли на обед. На все ушло два-три часа, включая переезды и стояние в пробках.

Теперь у нас было 2 машины, настолько непохожих друг на друга, что мы терялись в словах при ответе на вопрос, что послужило причиной выбора той или иной. Единственное, что их объединяло – бензиновый двигатель, который в нашей ситуации был скорее минусом. В том регионе, куда мы ехали, с поставками бензина нередко бывают перебои, о чем мы узнали очень скоро.

Далее – Германия, Франция, Испания. Никаких толп мигрантов, никаких разводов на дорогах, только за бортом баварские фахверки постепенно превращаются в испанские дома подобные дворцу Альгамбры.

По Европе мы прошли около 5000 километров, средняя цена за литр бензина – 1,2—1,4 евро. Отели – от 60 евро за ночь. Один прием пищи – в среднем, 10—15 евро на человека. Приобрести билеты на паром в Марокко не составляет труда. Мы выбрали знаковое место, чтобы покинуть Европу – город Тарифа, самую южную её точку. Паромы ходят каждый час, бронировать места не надо. Билеты можно взять на месте, но мы купили их заранее в одном из киосков у дороги. Цена фиксированная, на легковую машину с водителем – 135 евро. За каждого пассажира необходимо доплатить около 30 евро. За машину классом выше требуется небольшая доплата. Паром идет 35 минут – африканский континент видно с берега. Въехали на паром, вышли из машин и заказали кофе. Откинувшись в креслах, мы посмотрели в окно и осознали, что настоящие приключения только начинаются!

Остальные мои видео об этом этапе путешествия смотрите на моём канале на Youtube.

Первые шаги на юг

Мы покинули паром в Танжере. Наш первый город в Африке. С первых шагов понимаешь, что это уже не Европа, какие-то полчаса с небольшим разворачивают окружающую действительность на 180 градусов. Ты не успеваешь съехать с трапа на машине, как к тебе уже подбегают «помогалы», готовые решить любую твою проблему. Мне неведомо, почему они считают, что у туристов непременно возникнут трудности при прохождении сухопутной границы – пусть этот вопрос останется риторическим. Печати о въезде в Марокко нам поставили еще на пароме, на самой границе оставалось получить разрешение на въезд, выстояв в очереди из автомобилей, между которыми ходит человек в форме, который проверяет документы, досматривает машину и дает разрешение на проезд.

Началось все с того, что мы были в хвосте очереди, машин было мало, но двигалась она крайне медленно. Стоило нам заскучать, как таможенники решили нас немного повеселить и пригласили на рентген – не нас самих, а машины и весь багаж. Заезжаешь на небольшой постамент, глушишь машину, выходишь, после чего вдоль проезжает огромная установка, установленная на грузовике. После этой процедуры мы вернулись в очередь – теперь уже самыми последними. Подошел таможенник, забрал все документы на машину и ушел с ними, после чего начался физический досмотр содержимого автомобилей. Ничего не вызвало интереса, кроме цепей на колеса (компания T-Plus хотела, чтобы мы показали всей Африке, что на машине выбраться можно самостоятельно, даже если ты застрял в глубокой грязи) и двух ящиков розового шампанского (мы договорились с компанией «Фанагория», что выпьем его на берегу розового озера в Сенегале – в месте традиционного финиша знаменитой гонки Париж – Дакар). Но всё прошло без сложностей и вымогательства – вещи остались у нас. Документы оформлены, въезд разрешен. Мы официально въехали в Марокко!

Для меня, организатора этой экспедиции, любая потенциально сложная ситуация является очень волнительной еще до того, как она случится. Граница – это всегда зона повышенного внимания к тебе, машинам и людям, за которых ты отвечаешь. В этот раз все прошло более-менее гладко и мы поехали на наш первый африканский ужин.

Честно говоря, я сам не воспринимаю Марокко, как настоящую Африку, но географически это первая африканская страна на нашем пути, и отвергать это невозможно! Лично я люблю эту страну, мне нравятся её архитектура, еда и люди. Последние порой шумны и чересчур навязчивы, но я воспринимаю это как часть небольшой игры, в которой принимаю участие.

Одним из элементов этой игры являются марокканские полицейские, коих достаточно много встречается на дорогах. Вспоминая мои предыдущие поездки по Марокко, я был готов к частым остановкам и старался не давать им повода для этого. Что удивительно, но они действительно нас не останавливали. Даже в те моменты, когда мои действия требовали немедленного наказания, и я видел, как полицейские выбегают из кустов на обочине и бегут в мою сторону с грозным видом… но замечая во мне туриста с иностранными номерами, они вдруг резко останавливались, улыбались во все 32 зуба и махали мне рукой, желая хорошего пути! Сказать, что я был в шоке – это не сказать ничего! Я не знаю, в чем была причина такого отношения, возможно, обилие наклеек на машине и надписи «Экспедиция», или просто удача благоволила нам, но факт остается фактом: за все время пребывания в Марокко нас остановили только один раз за превышение скорости.

Здесь я хочу поделиться с вами фирменным секретом, как отшить полицейских. Работает неплохо, но, к сожалению, не в ста процентах случаев. Стандартный штраф в Марокко – 450 дирхам, примерно 45 евро. Мне предъявляют тетрадь, в которую они «записывают» всех нарушителей, оплачивать штраф, естественно, надо на месте в любой удобной для вас валюте. Обычно я говорю, мол, так и так, вы меня простите, но у нас поездка спонсируется компанией-институтом-федерацией бальных танцев – прочее (выберите любой вариант, работают одинаково, проверял), если у меня не будет отчета о потраченных деньгах, то меня повесят – не пустят на Родину – и прочее, так что я с удовольствием вам заплачу, только дайте чек, ну или хотя бы квитанцию, лучше с вашим именем и описанием того, за что я заплатил. А еще лучше – давайте я в банке все оплачу с кредитки. При этом очень важно делать расстроенное лицо и всем своим видом показывать, что ты правда хочешь заплатить, просто других вариантов это сделать у тебя нет. Ах да, чуть не забыл – у моих друзей денег тоже нет! Как правило, все это требует немного времени, чуть-чуть наглости и самую малость актерского таланта. Взамен вы получаете 45 евро, ведь каждый сэкономленный евро – это евро заработанный.

Вот таким образом мы доехали от Танжера до знаменитого голубого города Шефшауэна, посетить который я хотел очень давно, но все никак не мог добраться до севера Марокко. Потрясающее место: городок находится в горах, его старая часть действительно голубая, причем полностью – от пола и до верхних этажей. По нему можно спокойно гулять целый день и даже дольше, кому какой ритм по душе. После этого мы поехали в столицу Марокко – Рабат.

Ужин на корабле в бухте возле Рабата

Рабат оказался на удивление приятным городом. Более чем приличная набережная с дорогим рестораном, расположенном на старинном корабле, который пришвартован на этой же набережной. Много иностранцев (у меня сложилось впечатление, что они не туристы, а, скорее, экспаты). Древняя медина и красивая крепость Касба Удая производят впечатление.

Касабланку мы пропустили – кто как, но лично я её никогда не любил. Наверное, это единственный город в Марокко, вызывающий негативные эмоции, хотя ничего плохого со мной там не случалось. Из Рабата мы поехали прямиком в Марракеш, оставляя Касабланку в стороне. В Марракеше к нам присоединилась следующая группа участников экспедиции.

Рассказывать про Марракеш я могу долго и взахлеб, наверное, это моя первая любовь. Город-сказка, восточная сказка – «1000 и 1 ночь» или «Приключения Алладина»… Бесконечные узкие улочки, создающие лабиринт, изучить который до конца не под силу, если только ты не вырос здесь. Восточный колорит во всей красе, есть и «шоу» для туристов, но, погуляв немного по городу, ты понимаешь, что это скорее приятное дополнение к реальной работе людей, которые живут этим. Бесконечный рынок… что такое рынок и чем он может удивить? Да тем, что там ты можно купить все, что угодно! Хочешь одежду, обувь, сумки из кожи – пожалуйста! Хочешь лечебные травы или специи? Заходи, выбирай из сотен видов! Нужен антиквариат? Ищи антикварные лавки, где можно купить огромное количество потрясающих вещей XX, XIX и даже XVIII веков! Правда, смотри не попадись, когда тебе будут предлагать хорошую копию по цене оригинала. Оружие? Легко! Практически на каждом углу – ножи, сабли, мушкеты под старину и действительно достойные артефакты! Животных? Да без проблем! Хамелеоны, кролики, змеи, ящерицы и огромное количество птиц! Кожа? Да её здесь столько, что через полчаса ты начнешь различать верблюжью кожу от коровьей, козьей или любой другой!

Марокко, достопримечательности, больница

Мы приехали в Марракеш после обеда. Перекусили, заселились в наш риад (распространенные в Марокко дома-колодцы, в которых часто размещают отели), немного отдохнули и поехали встречать группу в аэропорт. После – ужин и небольшая прогулка по городу. Главная площадь Марокко носит название Джама-эль-Фна, или «площадь отрубленных голов». Нетрудно догадаться, почему – раньше почти все главные площади использовались для казней, здесь же в назидание преступникам еще и оставляли свидетельства правосудия. Правда, сейчас ничего не напоминает о прошлом. Каждый вечер на площади появляется невероятное множество маленьких ресторанчиков, которые предлагают яства на любой вкус – тут и морепродукты, и овощи, и мясо, есть и более экзотические угощения вроде вареных бараньих голов, улиток или шашлыка из верблюда.

Конечно, тут можно попробовать и самое популярное марокканское блюдо – таджин. Состав его может быть разным, но суть всегда одна – керамическая тарелка, в которую кладутся крупно порезанные ингредиенты (чаще всего мясо с овощами, но вариаций не счесть) сверху накрывается конусообразной керамической крышкой, и в виде такого «горшочка» таджин отправляется на огонь.

Каждый город на нашем пути достоин как минимум нескольких дней, за которые можно хорошенько его изучить и посетить все достопримечательности. Увы, в рамках нашей поездки это было невозможно, либо надо было закладывать на неё минимум месяц, чего мы сделать не могли. На Марракеш у нас был выделен день, далее – маленький городок Эс-Сувейра со средневековым фортом, рыбным рынком и красивой мединой (впрочем, разве они бывают некрасивые?) в старой части города. В Эс-Сувейре в свое время жил Джимми Хендрикс, он хотел даже со своими друзьями выкупить несколько кварталов, чтобы сделать там столицу хиппи. Времена меняются, но всемирная известность города, похоже, не идёт на спад. После Эс-Сувейры мы направились на одну из многочисленных фабрик по производству арганового масла и прочих компонентов из этого растения. Аргания – эндемичное для этого региона дерево, внешне похожее на оливковое. И плоды его похожи на оливки, но только внешне. Их собирают, выжимают масло, делают жмых, косточки перетирают. Аргановое масло – один из важнейших компонентов косметической промышленности. Оно прекрасно питает кожу, разглаживает морщины и благотворно влияет на волосы, в общем, «всё как мы любим». Внимательно изучив процесс производства, мы попробовали себя в роли работников предприятия и поехали дальше. Вечером мы были уже в Агадире. Устроив импровизированный ужин с фруктами, купленными по дороге, и спонсорским шампанским (спасибо «Фанагории»), мы пошли отдыхать.

Агадир кардинально изменился за те 6 лет, пока я там не был. Из маленького городка на берегу океана с несколькими отелями и большим портом, где можно купить морепродукты прямо у рыбаков и пожарить в соседней кафешке, он неуклонно превращается в крупный туристический город, каких много на берегу Турции или Египта. Город еще не потерял «лицо», но русскоязычный персонал в отеле, куда мы заселились, и обилие крупных отелей на первой линии говорят о том, что ждать осталось недолго. Это идёт на пользу экономике Агадира, но убивает его самобытность.

Поверьте на слово – крупные отели во всем мире одинаковые, и чем они дороже, тем больше похожи друг на друга. Я вовсе не против дорогих отелей и даже скажу больше – я люблю в них жить, но… провести две недели отпуска в подобном отеле и говорить, что увидел страну – тоже самое, что разок попробовать «Доширак» и сказать, что не любишь корейскую кухню!

Агадир

Проснулся я посреди ночи от режущих болей в животе и высокой температуры. Отравление. Вставать через 4 часа, поездка только началась, а я заболел. Мда. Собрав всю силу воли, я провел процедуры, свойственные отравлению (ну, с двумя пальцами, понимаете?), выпил «Энтеросгель» и поехал в ближайшую больницу на такси. Сил вести машину не было. Такси подъехало к воротам больницы, они были закрыты. Бужу охранника, тот открывает мне калитку и идет будить дежурного. Дежурный спрашивает, что со мной случилось. Я рассказал. Идет будить врача. Врач заходит в палату, извиняется за свой вид, просит меня прилечь на кушетку. Прощупывает живот, просит перевернуться на живот. Укол в задницу, рецепт с лекарствами в руку, квитанцию на кассу. Итого 15 минут приема, 15 евро за хлопоты (из них 10 за укол), подтверждение моего собственного диагноза, и я бреду на парковку такси, что возле больницы. Бужу таксиста, едем в аптеку, покупаю лекарства еще на 15 евро (не буду врать, что за таблетки мне прописали, скажу только, что их отобрали на границе Сенегала и Гамбии). Такси по Агадиру – 15 дирхам, примерно полтора евро. Тариф единый для поездок по городу (вдруг кому пригодится).

Обычно в поездках я стараюсь посещать больницу через страховую компанию, но в той ситуации, скорее, это было избыточной мерой, так как я был уверен, что меня настигло обычное отравление (хотя и непонятно, чем вызванное), да и цены в больнице и аптеке были предсказуемо низкие. 30 евро явно не стоили нескольких часов на звонки в страховую и согласование места. В итоге, к четырем утра я был у себя в номере и спокойно лег досыпать.

В Агадире мы планировали посетить только крепость на вершине горы, которая была разрушена во время землетрясения и сейчас представляет собой руины крепостных стен. Там мы встретили рассвет, сделали несколько фотографий с видами Агадир и поехали дальше, на юг!

По пути мы планировали заехать на пляж Легзира, где находятся знаменитые арки из красного песчаника, заходящие прямо в океан. Но буквально за месяц до нашего путешествия я услышал в новостях, что самая известная и крупная арка Легзира была разрушена. Силы природы сделали свое дело. Мы не стали заезжать на сам пляж, а сделали несколько фотографий с вершины скалы, ровно там, где эта арка и находилась. Нас встретила лишь груда камней, уходящая в океан. Совсем немного не успели запечатлеть это чудо природы в последний раз…

Рухнувшая арка Легзиры

Основная идея этого этапа – за первую неделю, в максимально быстром темпе, проехать Марокко, Западную Сахару и Мавританию, чтобы вторую неделю потратить на Сенегал и Гамбию. Поэтому нам предстоял маленький подвиг – доехать до города Эль-Аюн, столицы Западной Сахары, за день. По пути я планировал заглянуть в маленький городок на условной границе между Марокко и Западной Сахарой – Тарфая. В этом городе служил всемирно известный Антуан де Сент-Экзюпери. В числе прочего, он долгие месяцы вёл переговоры с кочевыми племенами, которые взяли в плен летчиков разбившегося в пустыне французского самолета. Там сохранился его дом, есть небольшой памятник и даже музей в его честь. Здесь же он написал свою первую книгу. Марокканцы заявляют, что в Тарфая он работал над «Маленьким принцем», но это не так – его он написал значительно позже. Увы, пришлось пропустить это место, поскольку засветло мы туда не успевали, а переезды в ночное время суток старались свести к минимуму – обилие диких животных, разгуливающих по дороге, вело к риску прокатить на капоте здоровенного верблюда.

Через территорию Марокко на юг ведет одна дорога, по большей части пролегающая вдоль океана. Следую по ней, мы встретили большое число военных и полицейских блокпостов (хотя их стало заметно меньше, чем 6 лет назад), на каждом из которых нас останавливали, переписывали все наши данные, номера машин, цель визита, профессию и пункт назначения. Нам помогали подготовленные заранее листочки, на которых все это было указано. Тебя останавливают на КПП, ты даешь бумажку, постовой видит ответы на все интересующие его вопросы и пропускает без лишних разговоров и потери времени. Последний КПП на нашем пути – и вот мы въезжаем в столицу непризнанной Западной Сахары, которая де-факто является территорией Марокко, но лично я выделяю её в отдельный регион. Подробнее об этом – в следующей части рассказа.

Продолжение следует...

НАША ЭКСПЕДИЦИЯ ПО АФРИКЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Прими участие в одном из следующих этапов маршрута!